- Анкета
- – вопросник, содержание которого и способ ответа на вопросы заранее планируются и преследуют достижение запрограммированной исследователем цели. В отличие от интервью анкетный опрос чаще всего осуществляется заочно, в отсутствие анкетера, что требует тщательного отбора формулировок вопросов и вариантов ответов, соблюдения определенного порядка в постановке вопросов и соответствующего графического оформления.
Надежность данных анкетного опроса зависит от следующих основных условий: соответствие вопросов программе исследования и его задачам; выбраковка «лишних» и отбор необходимых вопросов; соблюдение правил развития темы, согласно которым простые вопросы, касающиеся событий и фактов, следуют вначале, далее – более сложные (мнения, оценки), еще более сложные (выбор решений, ответы в свободной форме о мнениях и т. п.) и в последней трети опросника – опять относительно простые вопросы, ответы на которые включают сведения демографического характера об опрашиваемом; ясность всех формулировок, их недвусмысленность и однозначность; четкость вариантов ответа (в закрытых вопросах) и достаточное пространство для ответа на открытые вопросы; недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте событий, степени выраженности мнения, согласия-несогласия с предложенным вариантом ответа), ненавязчивость вопроса, отсутствие каких-либо намеков на желаемый ответ; наличие контрольных вопросов по основной теме, комбинация прямых и косвенных, личных и безличных вопросов, отделение событийных от оценочных пунктов информации, контрольные вопросы на компетентность опрашиваемого и т. п.
Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями: а) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц (устойчивость информации) и б) контролем этих данных другими методами: опросом третьих лиц, наблюдением, анализом доступных документов.
Анкета – сравнительно экономичный метод сбора данных, хорошо поддающийся статистической формализованной обработке, применяется в массовых обследованиях. Для небольших групп целесообразнее пользоваться опросом в форме свободного или формализованного интервью. Последнее есть тот же опрос по анкете, но заполняемой интервьюером, а не опрашиваемым. В этом случае искажения данных от недопонимания, невнимательности и других ошибок анкетируемого исключаются, так как интервьюер может корректировать недостатки формальной анкеты в ходе исследования.
Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер. М. А. Гулина. 2008.